ГлавнаяПродукция Техника ПВО

Зенитный ракетный комплекс «ОСА-АК»

Зенитный ракетный комплекс «ОСА-АК» является ЗРК малой дальности, всепогодным, автономным, самоходным средством ПВО, который предназначен для борьбы с пилотируемыми (самолетами, вертолетами), беспилотными крылатыми ракетами, дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами в условиях активного радиоэлектронного противодействия противника. Он имеет хорошую проходимость, может преодолевать водные препятствия вплавь, имеет высокие огневые возможности, помехоустойчивость и малое работное время.

Состав зенитного ракетного комплекса «Оса-АК»

Боевые средства:

  • боевая машина (БМ) 9А33БМ2;
  • зенитная управляемая ракета 9М33М2.

Технические средства

  • транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т217Б2;
  • автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция 9В242-1;
  • комплект наземного оборудования 9Ф16М1;
  • машина технического обслуживания 9В210М3;
  • юстировочная машина 9В914.

Способ наведения ракет – командное телеуправление первого вида. Методы наведения – «трехточка» и специальные трехточечные методы при стрельбе по низколетящим целям.

Параметры зоны поражения ЗРК:

  • по дальности – от 1,5 до 10 км;
  • по высоте – от 0,025 до 5 км;
  • по скорости – до 500 м/с на встречном курсе, до 300 м/с вдогон.

Количество ракет на боевой машине – 6 в транспортно-пусковых контейнерах.

Боевая машина 9А33БМ2 представляет собой автономное боевое средство противовоздушной обороны, позволяющее вести разведку воздушного противника в движении и стрельбу с короткой остановки.

Размещенная на боевой машине радиолокационнаястанция обнаружения целей (СОЦ)  представляет собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона со стабилизированной в горизонтальной плоскости антенной, что позволяет производить поиск и обнаружение целей при движении машины, в том числе на плаву.
СОЦ осуществляет круговой обзор по азимуту вращением антенны со скоростью          33 об/мин, а по углу места - переброской луча в одно из трех положений при каждом обороте антенны. СОЦ уверенно обнаруживает тактический истребитель при высоте полета 5000 м на дальности 40 км, при высоте полета 50м - на дальности 27 км.
Станция защищена от активных и пассивных помех, обладает эффективной системой селекции движущихся целей с внешней когерентностью.

Установленная на боевой машине станция сопровождения цели (ССЦ) сантиметрового диапазона волн реализует скрытое моно коническое сканирование и осуществляет автоматическое сопровождение цели по трем координатам – дальности, азимуту и углу места. ССЦ обеспечивает захват цели на автосопровождение при высоте полета 5000 м на дальности 23 км, при высоте полета 50 м на дальности 14 км. Станция имеет в своем составе систему селекции движущихся целей и различные средства защиты от активных помех. При сильных активных помехах обеспечивается сопровождение по угловым координатам с помощью телевизионно-оптического визира. Боевая машина 9А33БМ2 обеспечивает одновременное наведение двух зенитных управляемых ракет 9М33М2 на сопровождаемую ССЦ цель. Для этого в станции визирования ракеты (СВР) применяются два комплекта антенн широкого и среднего лучей для захвата и ввода в луч станции сопровождения цели двух ЗУР при пуске с минимальным интервалом (3-5 с). При стрельбе по низколетящим целям (на высотах 50-100 м) используется специальный метод наведения с отработкой "горки", обеспечивающий подлет ЗУР к цели сверху, что позволяет снизить ошибки наведения ракеты на цель, исключив срабатывание радио взрывателя ракеты от земли. Боевая и транспортно-заряжающая машины размещены на трехосных колесных шасси высокой проходимости БАЗ-5937. Снабжены водометом для движения на плаву, ходовым дизельным двигателем, средствами навигации, топо привязки, жизнеобеспечения, связи и электропитания. Самоходное шасси БАЗ-5937обеспечивает средние скорости движения боевой машины по грунтовым дорогам днем до 36 км/ч, ночью - 25 км/ч. При движении по шоссе максимальная скорость - до 80 км/ч. На плаву скорость достигает 7-10 км/ч.

Зенитная управляемая ракета 9М33М2 выполнена по аэродинамической схеме "утка". Ракета не стабилизируется по крену, в связи с чем, в бортовой аппаратуре предусмотрен гироскопический раскладчик команд управления. Для уменьшения влияния момента "косой обдувки", создаваемого воздействием на крылья возмущенного рулями воздушного потока, крыльевой блок выполнен свободно вращающимся на подшипнике относительно продольной оси ракеты. Основные блоки ракеты - аппаратура радиоуправления (командный радиоблок) и радиовизирования (литерный ответчик), автопилот, радиовзрыватель, бортовой источник электропитания, боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом - располагаются в носовой части ЗУР.

В хвостовой части ракеты расположены двигатель, антенны командного радиоблока и бортового ответчика. Стартовая масса ракеты составляет около130 кг, в том числе боевая часть15 кг. Ракета 9МЗЗМ2 поставляется в транспортно-пусковых контейнерах, не нуждается в подготовке к боевому применению, исключая установку литера бортовой радиоаппаратуры в процессе заряжения ПУ. Радиовзрыватель ракеты имеет двухканальный приемник с автономной схемой анализа высоты в момент взведения, что обеспечивает несрабатывание радиовзрывателя от земли на высоте до 27 м.

Транспортно-заряжающая машина 9Т217БМ2 предназначена для хранения, транспортирования ЗУР 9М33М2, а также для заряжания ими боевых машин 9А33БМ2.

Для этого ТМ оборудована гидравлическим погрузчиком.

Автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станций 9В242-1 и комплект наземного оборудования 9Ф16М1 предназначены для периодического контроля параметров бортовой аппаратуры ракет 9М33М2.

Машина технического обслуживания 9В210М3 предназначена для проведения технических обслуживаний и текущего ремонта боевых машин 9А33БМ2.

Юстировочная машина 9В914 предназначена для проведения юстировки антенных систем и комплексной настройки боевых машин 9А33БМ3 без применения летных средств.

Организационно боевые машины 9А33БМ2 сводятся в зенитные ракетные батареи по 4 БМ. Для управления действиями боевых машин в батарее применяется пункт управления ПУ-12М.