ГлавнаяПродукция Техника ПВО

Боевая машина «Тор» 9А330

Боевая машина "Тор"

9А330 входит в состав зенитной ракетной системы "Тор" (9К330, SA-15, Gauntlet). Боевая машина 9А330 предназначена для борьбы со всеми типами высокоскоростных, маневрирующих пилотируемых и беспилотных воздушных целей, в том числе и высокоточным оружием, действующих на предельно малых, малых и средних высотах в любых условиях радиоэлектронной и метеорологической обстановки днем и ночью.

В состав боевой машины "Тор" 9А330 входят:

  1. Станция обнаружения целей;
  2. Станция наведения;
  3. Цифровая вычислительная система;
  4. Зенитные управляемые ракеты в антенно-пусковом устройстве;
  5. Аппаратура систем стартовой автоматики, навигации, функционального контроля и др.)

Боевая машина "Тор" 9А330 представляет собой автономную одноканальную по цели огневую единицу, способную самостоятельно обнаруживать различные типы воздушных целей в движении и поражать их ракетами с короткой остановки во всех видах боевых действий и при расположении на месте в различных погодно-климатических и физико-географических условиях.

Зона поражения БМ 9А330 при скорости цели 300 (700) м/с, ограничивается границами:

  • 1,5-12 (1,5-5) км по дальности;
  • 0,001-6 (0,05-4) км по высоте и до 6 (4) км по курсовому параметру.
  • При этом эффективность поражения типовых целей одной ЗУР с учетом случайных факторов составляет:
  • 0,3-0,77 для самолетов;
  • 0,5-0,88 для вертолетов;
  • 0,4-0,55 для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов.

Время реакции при расположении БМ на месте и в движении составляет 8-12 секунд.

Время перевода в боевое (походное) положение не превышает 3 минут.

Время полного заряжания восемью ЗУР при помощи транспортно-заряжающей машины - 18 минут.

БМ 9А330 защищена от активных, пассивных помех и противорадиолокационных ракет (ПРР). Эффективный и надежный комплекс радиоэлектронного оборудования с высокой степенью автоматизации боевой работы, обеспечивает автоматическую оценку степени угрозы со стороны воздушного противника, выбор приоритетных целей и их обстрел.

Боевая машина может транспортироваться всеми видами транспорта, в том числе и воздушным. Единое антенно-пусковое устройство (АПУ) с круговым вращением по азимуту обеспечивает быстрый разворот башни с вооружением в направлении цели, захват ее на автосопровождение станцией наведения и осуществляет вертикальный старт ЗУР, что снижает перегрузки ракеты при ее склонении в направлении цели и запуске маршевого двигателя.

В качестве шасси боевой машины используется гусеничная машина ГМ-355 большой грузоподъемности и повышенной проходимости, унифицированное с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска".

Установленный на нем V-образный, 12-цилиндровый, быстроходный, многотопливный дизельный двигатель B-46-2C1 обеспечивает перемещение БМ по среднепересеченной местности со скоростью, обеспечивающей непрерывное прикрытие войск от ударов с воздуха во всех видах современного высокоманевренного боя.

Станция обнаружения целей (СОЦ) -

Когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона волн, способная обнаруживать цели с вероятностью 0,6-0,8 на дальностях:

  • самолета - 25-27 км;
  • ДПЛА - 9-15 км;
  • вертолета на земле с вращающимися винтами - 6-7 км;
  • вертолета зависшего в воздухе - 13-20 км;
  • вертолета осуществляющего "подскок" с земли на высоту 20 м - 12 км.

Станция наведения (СН) - когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона волн с малоэлементной фазированной антенной решеткой (ФАР) и электронным управлением луча диаграммы направленности по угловым координатам.

Станция служит для поиска целей в секторе до 70 по азимуту и углу места, их точного автосопровождения моноимпульсным методом по трем координатам с вероятностью 0,5 (0,8) на дальности до 23 (20) км, обеспечения пуска одной или двух (с интервалом 4 с) ЗУР и передачи им команд наведения. Поиск целей и передача команд на борт ЗУР осуществляется общим передатчиком станции через ФАР, обеспечивающей одновременное измерение координат одной цели и двух наводимых на нее ЗУР.

При разрешающей способности СН не хуже одного градуса по угловым координатам и 100 м по дальности, среднеквадратические ошибки автосопровождения самолета-истребителя не превышают 0,3 д.у. по азимуту и углу места, 7 м по дальности и 30 м/с по скорости. Среднеквадратические ошибки сопровождения ЗУР по угловым координатам аналогичны вышеуказанным, а по дальности - не превышают 2,5 м. Станция наведения имеет высокую степень защиты от пассивных и активных помех.

Цифровая вычислительная система (ЦВС)

(ЦВМ типа 9С483М1 и цифровые быстродействующие спецвычислители) служит для обработки радиолокационной информации и выработки управляющих сигналов. Она обеспечивает высокий уровень автоматизации процессов боевой работы всех систем БМ при минимальных временных затратах и требуемой точности в простой и сложной обстановке.

Зенитная управляемая ракета 9М330

Твердотопливная одноступенчатая ракета вертикального старта, выполненная по аэродинамической схеме "утка" с командной системой наведения и газодинамическим склонением после пуска. Для наведения на цель и ее поражения, ракета оснащена автопилотом, радиоблоком, системами питания, боевой частью осколочно-фугасного типа с активным радиовзрывателем и предохранительно-исполнительным механизмом. На внешней поверхности корпуса ракеты размещены антенны радиовзрывателя и радиоблока, а также пороховое катапультирующее устройство. Рули крылья в транспортном положении складываются (левые и правые консоли навстречу друг другу), раскрываются и фиксируются после старта. Загрузка ракет в БМ осуществляется транспортно-заряжающей машины комплекса.

Стартуют ракеты непосредственно из ракетного отсека АПУ БМ, в котором они размещаются по 4 ЗУР с каждой стороны башни. Пороховая катапульта выбрасывает ЗУР вверх на высоту 16-21 м со скоростью 25 м/с, где она склоняется в направлении цели газодинамической системой на заданный угол, величина и направление которых вводятся в автопилот ракеты по данным станции наведения перед стартом ракеты.

Твердотопливный двигатель начинает работу после склонения ракеты и обеспечивает ее полет по траектории с максимальной скоростью до 850 м/с и перегрузками до 30 единиц.

Осколочно-фугасная БЧ с предохранительно-исполнительным механизмом и активным адаптируемым радиовзрывателем поражает цель тяжелыми высокоэнергетическими поражающими элементами большой разрушительной силы, образующихся при ее подрыве. Радиовзрыватель инициирует подрыв БЧ с учетом скорости и высоты полета поражаемой цели, определяет конфигурацию осколочного поля и направление его движения для достижения максимальной вероятности поражения цели.

При стрельбе по целям, летящим на высотах 10-40 м, радиовзрыватель срабатывает только по сигналу от цели. В случаях, когда станция наведения не захватила ракету, нарушен процесс ее нормального наведения или не сработает радиовзрыватель - у цели ракета самоликвидируется.

Командное наведение ЗУР начинается с дальности 250 м и заканчивается в момент встречи с целью.

Масса ЗУР 9М330 (БЧ) не превышает 165 (14,8) кг при общей длине и диаметре ее корпуса 2898 мм и 235 мм соответственно.

Учебно-действующая зенитная управляемая ракета 9М330УД отличается от боевой ракеты 9М330 тем, что все взрывоопасные компоненты:

  1. боевая часть,
  2. топливный заряд двигательной установки,
  3. твердотопливный заряд турбогенераторного источника бортового питания,
  4. все пиротехнические устройства демонтированы и заменены массо-габаритными макетами.

Учебно-действующая зенитная управляемая ракета 9М330 позволяет отрабатывать все вопросы боевой работы, кроме процедур необратимого пускового цикла.