ГлавнаяПродукцияБронетехника

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ «Атлет»

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ «Атлет» выполнена на базе узлов шасси танка “Оплот”, что обеспечивает БРЭМ сравнимые с ним динамические и мобильные характеристики, необходимый уровень защиты и проходимость.

БРЭМ «Атлет» предназначена для решения широкого круга задач технического обеспечения танковых подразделений при ведении ими всех видов боевых действий, в различных погодных и климатических условиях. С ее помощью решаются следующие задачи:

  • ведение технической разведки на поле боя днем и ночью
  • буксирование неисправных и поврежденных образцов бронетанковой техники в ближайшие укрытия и на сборные пункты поврежденных машин (СППМ)
  • запуск двигателей обслуживаемых машин электрическим и пневматическим способами
  • оказание помощи экипажам в проведении текущего ремонта
  • проведение грузоподъемных работ
  • вытаскивание застрявших и затонувших образцов бронетанковой техники при всех видах застревания
  • форсирование водных преград по дну
  • выполнение сварочно-режущих работ
  • выполнение землеройных работ при оборудовании СППМ, подъездов и съездов, самоокапывания и др.

БРЭМ «Атлет» используется в составе ремонтно-эвакуационных групп технического замыкания гусеничных колонн на маршах, сборных пунктов поврежденных машин, частей и соединений, спасательно-эвакуационных групп при форсировании водных преград, пунктов технического наблюдения и др. Ими укомплектовываются подвижные средства технического обеспечения танковых батальонов, механизированных бригад, дивизий и других частей и соединений, оснащенных тяжелой гусеничной техникой.

Компоновочно БРЭМ «Атлет» разделена на три изолированных отделения:

  • обитаемое отделение, в котором размещены члены экипажа
  • машинное отделение, с размещенной в нем основной лебедкой, редуктором приводов и баками топливной системы и гидропривода
  • моторно-трансмиссионное отделение

Снаружи, на надгусеничных полках размещены отсеки вспомогательной силовой установки со сварочным оборудованием и системой охлаждения, гидропанели навесного оборудования, вспомогательной лебедки и аккумуляторный отсек, а также баки топливной системы.

Моторно-трансмиссионное отделение БРЭМ «Атлет» унифицировано с МТО базового танка и отличается от него наличием отбора мощности от основного двигателя для обеспечения функционирования навесного оборудования.

МТО включает в себя двухтактный, многотопливный шестицилиндровый дизель с горизонтальным расположением цилиндров, жидкостной системой охлаждения и редуктором приводов навесного оборудования, размещенном в машинном отделении. Силовая установка может комплектоваться двигателями 1000 и 1200 л.с.

Двигатель при помощи двух зубчатых муфт соединен с двумя планетарными коробками передач, которые обеспечивают передачу крутящего момента на ведущие колеса.

Система питания двигателя воздухом трехступенчатая. Первая ступень - инерционная решетка, вторая и третья ступени - циклонно-кассетный воздухоочиститель с эжекционным удалением пыли. Степень очистки воздуха 0,998%. Система охлаждения силовой установки жидкостная, закрытая, эжекционного типа, с использованием энергии отработавших газов. На машине могут быть установлены реверсивные коробки передач, обеспечивающие ее разворот вокруг центра масс, с семью передачами переднего хода и пятью заднего. Управление коробками фрикционное, гидромеханическое, при помощи двух механизмов распределения, установленных на картерах коробок.

В машинном отделении, в средней части корпуса машины, устанавливается основная лебедка, редуктор приводов навесного оборудования, баки топливной и гидросистемы, котел системы обогрева и другое оборудование. Основная тяговая лебедка обеспечивает эвакуацию поврежденных, утонувших, застрявших (с различными степенями застревания) танков и машин на их базе с тяговым усилием 25т, а с применением полиспастов на две и на три ветви 50 и 75 т соответственно.

Лебедка расположена внутри корпуса и соединена с основным двигателем через редуктор приводов с механизмом отключения.

Выдача троса обеспечивается через поворотное выдающее устройство в носовой части корпуса и обеспечивает его выдачу под углом к оси машины. В положении “по-походному” выдающее устройство закрывается герметичным кожухом.

Редуктор приводов, с установленными на нем гидронасосами обеспечивает функционирование навесного и вспомогательного оборудования при работающем основном двигателе и осуществляет отключение привода основной лебедки.

В обитаемом отделении, в носовой части корпуса расположены рабочие места экипажа БРЭМ «Атлет», привода управления, контрольно-измерительные приборы, системы жизнеобеспечения и укладка ЗИП.

В передней части корпуса находится отделение управления с размещенными в нем органами управления, контрольно-измерительными приборами систем движения БРЭМ «Атлет», органами управления бульдозерным и крановым оборудованием и сиденьем механика-водителя. Все основные органы управления унифицированы с аналогичными системами базового танка и не требуют дополнительного переучивания и привыкания при подготовке механиков-водителей.

Компоновочно рабочее место командира объединено с отделением управления и местом такелажника в один объем. В нем размещены средства связи и контрольно-измерительные приборы системы ПРХР, прицельно-наблюдательный комплекс командира, установленный в люке с приводами наведения, аналогичном базовому танку. В состав комплекса входят: прицел командира ТКН-5 со встроенным ночным каналом, прицел зенитной установки ПЗУ-7 и пульты наведения, перископические однократные приборы наблюдения типа ТНПО-160. Сюда также включены средства связи и навигации, а также контрольные блоки систем БРЭМ «Атлет» и внутренняя укладка ЗИП.

Сиденье такелажника располагается у левого борта, в обитаемом отделении, рядом с местом командира. На сиденье такелажника обеспечивается, в определенных ситуациях, посадка требуемого специалиста или другого служащего (командира, члена эвакуируемого танка и др.). В секторе такелажника осуществляется установка оборудования ППО, ГПО (гидропневмоочистка смотровых приборов), укладка ЗИП, установка калорифера и другого оборудования.

Ходовая часть БРЭМ «Атлет» полностью унифицирована с ходовой частью танка и имеет семь обрезиненных опорных и три обрезиненных поддерживающих катка с каждого борта. На первом, втором и шестом элементах подвески устанавливаются гидравлические амортизаторы. Для установки на БРЭМ «Атлет» ходовая часть доработана под установку выключателей подвески при работе крановым оборудованием и бульдозером. Приспособления для выключения подвески в положении “по-походному” укладываются на правой надгусеничной полке.

В комплект к БРЭМ «Атлет» может поставляться гусеничная лента с параллельным резино-металлическим шарниром и обрезиненной беговой дорожкой, в двух исполнениях - стальная, с грунтозацепами и асфальтоходная. Данная подвеска обеспечивает высокие скорости движения как по дорогам с твердым покрытием до 70 км/ч, так и по пересеченной местности до 45 км/ч.

С целью экономии моторесурса и для обеспечения функционирования навесного оборудования при не работающем основном двигателе на БРЭМ «Атлет» устанавливается вспомогательная силовая установка (ВСУ). ВСУ обеспечивает работу кранового, сварочного оборудования, вспомогательной лебедки, бульдозерного оборудования, зарядного оборудования и работу электрооборудования БРЭМ «Атлет» на стоянках. Установка включает в себя двигатель Д-120 мощностью 30 л.с., Сблокированный через редуктор с блоком гидронасосов и состыкованный со сварочным генератором. Размещается установка на левой надгусеничной полке в изолированном отсеке. Доступ в отсек обеспечивается через два распашных люка. Заправочная емкость топливной системы ВСУ составляет 40 л. Система охлаждения установки - комбинированная, электрогидравлическая, вентиляторная, расположена за ВСУ в едином, разделенном перегородкой, отсеке.

Для обеспечения выдачи троса основной лебедки, подтягивания блоков полиспастов и других работ по перемещению грузов БРЭМ «Атлет» оборудуется вспомогательной лебедкой с тяговым усилием до 900 кг.

Лебедка расположена на левой надгусеничной полке в изолированном отсеке. Для обеспечения доступа для работы, обслуживания, ремонта и монтажа/демонтажа, в корпусе имеется два люка. На лобовом люке закреплено выдающее устройство лебедки. Привод лебедки гидравлический, с управлением из корпуса, с места механика-водителя.

Для обеспечения подъемно-транспортных операций при выполнении ремонта, восстановления машин и осуществления полу-подъема танка при ремонте ходовой части на БРЭМ «Атлет» устанавливается крановое оборудование. Усилие на крюке крана до 25 т. Кран устанавливается на корпусе БРЭМ «Атлет» на опорно-поворотном устройстве, которое обеспечивает ему круговое вращение.

Максимальный угол подъема стрелы крана до 750. Работа кранового оборудования от основного или вспомогательного двигателей обеспечивает замену любого из двигателей, а также замену другого оборудования на самом БРЭМ «Атлет». Управление работой кранового оборудования может осуществляться как с места механика-водителя, так и дистанционно снаружи машины на расстоянии до 5 м. Крановое оборудование позволяет осуществлять демонтаж и установку башни, двигателя, трансмиссии, элементов ходовой части, крыши МТО и других узлов и систем обслуживаемого танка, а также другого оборудования. Для работы кранового оборудования необходимо произвести подготовку и горизонтирование площадки, выключение подвески, придаваемыми упорами и использовать бульдозер в качестве аутригера. В нерабочем положении крюковая подвеска укладывается на правой надгусеничной полке. Роликовый блок крана с тросами защищается от грязи и осадков брезентовым чехлом.

Для проведения землеройных работ - отрытия капониров, подготовки СППМ (сборных пунктов поврежденных машин), обустройства съездов, подъездов, засыпания рвов, канав, окопов для прохождения техники - БРЭМ-ОПДОТ оснащена бульдозерным оборудованием. Бульдозер также может выполнять функции аутригера при проведении подъемно-транспортных операций и роль анкера при работе с основной лебедкой.

Привод бульдозерного оборудования гидравлический от гидронасосов, от основного двигателя или от вспомогательного с управлением с места механика-водителя.

Производительность бульдозерного оборудования на глинистых грунтах до 120 м3/ч. Ширина бульдозерного отвала 2380 мм. В транспортном режиме бульдозерный отвал устанавливается на стопор при помощи стяжек.

Для обеспечения эвакуации и буксировки поврежденных, неработоспособных или неуправляемых машин к месту проведения обслуживания или ремонта на БРЭМ «Атлет» устанавливается жесткая сцепка.

Она позволяет производить буксировку обслуживаемой машины или однотипных танков и машин на их базе без ограничения по дальности со скоростями до 25 км/ч или в соответствии с требованиями на буксировку конкретного образца. Для буксировки управляемой техники на нежесткой сцепке и для буксировки самого БРЭМ «Атлет» на корпусе, спереди и сзади, приварены буксировочные крюки и в укладке уложены дополнительные буксировочные тросы.

Сварочное оборудование предназначено для проведения сварочных и порезочных работ при ремонте поврежденной или вышедшей из строя техники. Толщина применяемых электродов до 5 мм. Сила сварочного тока до 300 А.

Привод сварочного оборудования осуществляется от вспомогательной силовой установки и генератора СГ-10. При помощи придаваемых в ЗИП кабелей и шлангов возможно проведение электро и газосварочных работ на расстоянии до 20 м от БРЭМ «Атлет». Проведение сварочных работ осуществляет один из членов экипажа, прошедший профессиональную подготовку.

БРЭМ «Атлет» может преодолевать водные преграды глубиной до 5 м. При этом на него устанавливается труба-лаз, через которую экипаж может покинуть машину в случае аварии. Также возможно проведение корректировки направления движения машины одним из членов экипажа, находящимся в трубе в надводном положении, при прохождении непрямолинейного маршрута во время подготовки преодоления преграды танками.

Для обеспечения работы двигателя в подводном положении на БРЭМ «Атлет» устанавливаются две трубы для забора воздуха и выброса отработавших газов. В положении “по-походному” трубы укладываются на крышу отсека вспомогательного агрегата.

БРЭМ «Атлет» имеет возможность преодолевать водные преграды без подготовки глубиной до 1,8 м и с подготовкой до 5 м. После завершения преодоления преграды трубы демонтируются и укладываются на штатное место на крыше отсека ВСУ.

Для выполнения работ по ремонту и восстановлению поврежденных или вышедших из строя обслуживаемых боевых машин, БРЭМ «Атлет» укомплектована набором инструментов и приспособлений для осуществления полевого ремонта по ходовой части, трансмиссии, системам МТО. Весь необходимый комплект укладывается в два специализированных герметичных контейнера, устанавливаемых на крыше корпуса над отсеком основной лебедки. При необходимости любой из контейнеров может быть снят с машины и оставлен возле танка, на котором производятся ремонтные работы. Сама БРЭМ «Атлет» может быть задействована в других эвакуационных, транспортных или иных операциях. На контейнерах закрепляется чалочное и другое возимое имущество.

Для обеспечения возможности транспортирования запасных частей, агрегатов и другого оборудования общей массой до 1,5 т на БРЭМ «Атлет» устанавливается грузовая платформа.

На ней при помощи набора специальных кронштейнов могут крепиться двигатель, коробки передач, топливные бочки (до 5 шт.), другое оборудование или же насыпные грузы. Платформа устанавливается на кронштейнах на крыше МТО. При техническом обслуживании платформа откидывается на корму, обеспечивая свободный доступ к заправочным горловинам и обслуживаемым системам.

БРЭМ «Атлет» оборудуется системой постановки дымовой или аэрозольной завесы, которая включает в себя 8 пусковых мортир, обеспечивающих постановку завесы на дальности до 50 м от машины.

Кроме того, БРЭМ «Атлет» имеет систему постановки термодымовой системы аналогичную применяемой на базовом танке.

На правом командирском люке устанавливается дистанционно управляемая зенитная установка с пулеметом калибра 12,7 мм. Она предназначена для уничтожения наземной небронированной, легкобронированной техники и живой силы противника, а также низко летящих, нескоростных целей на дистанциях до 2 км. Наведение по наземным целям осуществляется командиром, через прицел ТКН-5, по воздушным и высотным - через зенитный прицел ПЗУ-7.

В горизонтальной плоскости наведение круговое электромеханическими приводами.

Боекомплект пулемета составляет 450 патронов, которые укладываются в трех магазинах, один из которых устанавливается на зенитной установке. Экипаж БРЭМ «Атлет» вооружен тремя автоматами АК-74, одним сигнальным пистолетом калибра 26 мм и 10 ручными гранатами типа Ф-1. Боекомплект автоматов состоит из 450 патронов, уложенных в 15 магазинах. По требованию заказчика комплектация БРЭМ «Атлет» вооружением может быть изменена или дополнена.

Для обеспечения высокого уровня выживаемости в боевых условиях корпус БРЭМ «Атлет» обеспечивает защиту экипажа и его основных узлов и систем от огня стрелкового крупнокалиберного вооружения, а с лобовой проекции от огня малокалиберных артиллерийских систем.

Для тушения очагов возгорания в отсеке МТО и в машинном отделениях устанавливается быстродействующая система ППО двукратного действия с термодатчиками. В обитаемом отделении устанавливаются оптические датчики.

Также в укладке устанавливаются два ручных огнетушителя. Для обеспечения функционирования БРЭМ «Атлет» в различных климатических условиях на ней может устанавливаться система обогрева обитаемого отделения и кондиционер. Преодоление и функционирование на зараженных участках местности обеспечивается системами ПРХР и ФВУ. Очистка смотровых приборов членов экипажа от загрязнений осуществляется с помощью системы гидропневмоочистки. Перечисленные системы аналогичны системам базового танка.

БРЭМ «Атлет» транспортируется наземным, речным, морским и воздушным видами транспорта без ограничений по дальности. По дорогам общего пользования транспортировка может осуществляться как своим ходом с использованием асфальтоходной гусеницы, так и при помощи трейлеров грузоподъемностью до 50 и тягачей, способных буксировать прицеп общей массой не менее 60 т.

Воздушным транспортом перевозится самолетами транспортной авиации с фюзеляжной загрузкой типа Ан-124. Речным и морским транспортом БРЭМ «Атлет» перевозится трюмным и палубным способами с загрузкой и выгрузкой при помощи кранового оборудования или своим ходом. Железнодорожным транспортом перевозка может осуществляться на грузовых платформах с погрузочной шириной не менее 2870 мм и длиной не менее 10 м.