ГлавнаяМодернизация

Модернизация МТ-ЛБ

МТ-ЛБ – «многоцелевой тягач легкий бронированный» – является одной из наиболее удачных и популярных бронированных машин ХХ столетия.

МТ-ЛБ разрабатывался Конструкторским бюро Харьковского тракторного завода в 1950-е как многоцелевой тягач для новых артиллерийских систем. Армии требовался бронированный тягач с низким силуэтом, с высокими характеристиками подвижности, способный не только буксировать артиллерийскую систему, но и перевозить под прикрытием брони ее расчет и боекомплект. Однако созданная на ХТЗ машина оказалась настолько удачной, что за ее исходным предназначением вскоре увиделись и многие другие. Тягач превратился в универсальную базу, на которой было построено целое семейство боевых и вспомогательных бронированных машин. На базе МТ-ЛБ были созданы машины управления для различных родов войск, самоходно-артиллерийские установки и установки самоходных зенитных и противотанковых ракетных комплексов и даже авиатранспортабельные дорожно-землеройные машины. Однако, даже такие удачные машины имеют свой ресурс и свои пределы.

КБ ХТЗ разработало комплекс мероприятий по модернизации МТ-ЛБ, акцентировав внимание на трех основных направлениях: подвижность, огневая мощь, защищенность. Что касается подвижности, то харьковчанам удалось увеличить запас хода по грунтовой дороге до 800 км, а максимальную скорость по шоссе поднять до 70 км/ч, на плаву – до 7 км/ч. Такие показатели были достигнуты за счет установки мощного двигателя ЯМЗ-238Б (310 л.с) и усовершенствованной трансмиссии с гидрообъемной передачей в механизме поворота. Также увеличена энергоемкость подвески и клиренс – до 500 мм. Кроме того, был установлен дополнительный поддерживающий ролик на гусеницах, а также дисковые тормоза. Немаловажным является также улучшение условий работы водителя за счет увеличения объема отделения управления, замены рычагов штурвалом, снижения усилий на органах управления, установки удобного сидения и повышения эффективности системы обогрева.

Огневую мощь новой МТ-ЛБ просто нельзя сравнивать с «классической» моделью. Вместо 7,62-мм пулемета ПКТ на модернизированном варианте устанавливается универсальный стабилизированный боевой модуль, созданный ХКБМ им. Морозова. В состав модуля входят 30-мм автоматическая пушка, спаренный 7,62-мм пулемет, пусковая установка ПТУР, автоматический гранатомет. Углы наведения по вертикали составляют от –10 до +60, по горизонту – 360. Естественно, что все это вооружение имеет современную систему управления огнем, что превращает МТ-ЛБ в грозную боевую машину.

 Защищенность новой МТ-ЛБ повышена путем усиления противоминной стойкости и баллистической защиты корпуса в местах размещения экипажа. Например, под водителем устанавливается двойное днище. Машина оборудуется также антикуммулятивной защитой – подвешиваются бортовые экраны, которые существенно повышают защищенность экипажа и десанта. Кроме того, средствами защиты служат дополнительные топливные баки, установленные на корпусе. Изнутри МТЛБ защищается кевларом, что существенно повышает защищенность экипажа и десанта. Благодаря специальным краскам значительно снижена заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах.

Новый МТ-ЛБ (который иногда называют МТ-ЛБР6) предназначен для подразделений сухопутных войск, участвующих в миротворческих, антитеррористических операциях, сопровождения войсковых колонн и т.д., особенно в сложных условиях бездорожья в горной, болотистой и пустынной местностях, в различных климатических зонах при температурах от –45 до +50 Цельсия. Эта машина весом 13,2 т, вмещающая экипаж 3 человека и десант 7 человек, является авиатранспортабельной и плавающей, что является преимуществом при использовании в миротворческих операциях.

Потребность украинской армии в модернизации нескольких тысяч МТ-ЛБ, которые находятся в составе ВСУ, постоянно растет. Как растет и экспортный потенциал разработки ХТЗ. По официальным данным, на сегодняшний день, на вооружении армий 42 стран мира находится около 50 тыс. МТ-ЛБ. Весь этот «бронепарк» необходимо модернизировать и совершенствовать. Украина имеет все шансы быть основным подрядчиком по приведению устаревших, но все еще эффективных машин к современным требованиям. В частности, за рубеж уже экспортировались модернизированные на ОАО «Харьковский тракторный завод» бронетранспортеры МТ-ЛБ с боевым модулем «Шквал». В свою очередь, КП “Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова” предлагает модернизацию МТЛБ с целью обеспечения эффективной огневой мощи посредством установки модуля вооружения, включающего 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет, 2 прицела, а также систему постановки дымовой/аэрозольной завесы.